Интерим-менеджер входит в структуру оперативной ответственности за деятельность и результаты возглавляемого подразделения или предприятия на период реализации проекта и покидает организацию после достижения целей проекта временного управления.
В зависимости от целей можно выделить 6 типов интеримов
Услуга интерим-менеджмента адресована, прежде всего:
- собственникам, санирующим свои бизнесы;
- инвестиционным и финансовым институтам, озабоченным ростом стоимости и прозрачности бизнеса, улучшению кредитоспособности.
Интерим-прогрессоры. Их цель – провести кардинальные изменения организации. Такие специалисты нужны, когда требуется коренная реорганизация бизнеса, когда необходимо значительно повысить конкурентоспособность; сделать «прорыв» за счёт опыта и технологий; поставить новый бизнес или выйти на новые рынки. Часто «прогрессора» приглашают, когда надо обеспечить передачу управления от собственника к наёмному менеджеру. Обычно именно их имеют в виду, когда говорят, что интерим – это высший пилотаж в менеджменте. Заказчик (собственник) передает такому интериму достаточно полномочий, вплоть до полномочий генерального директора.
Интерим-терапевты. Их цель – налаживание работы в слабом звене, «излечение» определённых подразделений или функций с последующей передачей руководства постоянному менеджеру. Например, в системе управления человеческими ресурсами, или финансами, или документооборотом и т.п. Для «постановки управления» требуются особые личностные качества и намного более высокая квалификация менеджера, чем для поддержания функционирования.
Интерим-подменщики. Их приглашают для временной замены отсутствующих руководителей. Им не ставится задача существенно изменить, а в основном наоборот – поддержать управление на определённом уровне до момента передачи другому менеджеру. Например, надо заменить внезапно уволившегося (или заболевшего, или уехавшего на длительный период) менеджера. Они могут исполнить представительские функции вновь организуемого предприятия (оформление документов, получение лицензий, разрешений, регистрация в ГНИ и других фондах, открытие счетов, поиск территорий и помещений и т. п.).
Интерим-дизайнеры. Их цель – изменение внешней привлекательности компании при подготовке бизнеса к продаже; при подготовке к публичному размещению акций; для привлечения инвестиций и т. п.
Интерим-чистильщики – это те, кто должен устранить негативные факторы, мешающие функционированию бизнеса. Например, необходимо «перетряхнуть» кадры, освободить компанию от людей, которые «не тянут», не воспринимают изменения, занимаются скрытым саботажем, являются источниками конфликтов и т.п. Такая «расчистка завалов» является подготовкой почвы к последующей реорганизации бизнеса.
Интерим-могильщики. Их задача – профессионально «свернуть» деятельность предприятия, или закрыть филиал, или отсечь какой-то вид бизнеса. Интерим как человек внешний, независимый, не вовлеченный ни в какие социальные и политические связи внутри предприятия, должен решить все вопросы с минимумом потерь, юридически и психологически грамотно.