Иногда компании для решения определенных проблем нужен управленец, который после их устранения с чистым сердцем и по собственному желанию покинет фирму. Иными словами, это специалисты, привлекаемые в компанию на ограниченный период времени для выполнения специфических бизнес-задач. 

Для интерим-менеджера достижение необходимых результатов в оговоренные сроки – это дело чести. На поверку, это самомотивированные профи, для которых фиаско приравнивается к потере работы: в следующий раз его никто и никуда не пригласит. Кстати, этим “временщики” отличаются и от консультантов. Последние лишь находят слабые звенья в бизнес-процессах и дают рекомендации по их устранению, но не несут ответственности за конечный результат. Ведь на практике собственными силами в компании обычно ничего не удается внедрить.

Ключевым отличием интерим-менеджера от штатного управленца является распределение его рабочего времени. Если руководитель “в штате” в среднем на ре­шение оперативной текучки расхо­дует до 90% времени и лишь 10% уделяет вопросам стратегического значения, то у интерим-менеджера все с точностью наоборот: львиную долю рабочего вре­мени занимает решение стратегиче­ских вопросов, и лишь 10% достается “оперативке”.

Когда их зовут

“В современных реалиях интерим-менеджмент необходим, так как многие компании испытывают потребность в том, чтобы не ангажированный специалист высокого уровня, со свежим взглядом, опытом реализованных проектов и необходимыми знаниями профессионально решил проблему, с которой не могут справиться самостоятельно собственники или топ-менеджмент пред­приятия”, – уверен Владимир Гарин, коммерческий директор компании “Безопасные системы” (проектирование, установка, обслуживание противопожарных систем и систем безопасности, штат – более 100 чел.).

Осознание этого факта пока приходит лишь к владельцам крупного бизнеса. Производственная сфера, IT-индустрия, компании FMCG-рынка – это, пожалуй, и весь список бизнесов, где прибегают к услугам временных топов.

Собственники привлекают временных управляющих по нескольким причинам. Во-первых, для координации бизнес-процессов компании, ее модернизации. Во-вторых, для организации каких-либо новых направлений в существующем бизнесе. Если, например, владелец заинтересован не в наращивании объема предоставляемых услуг или производства товаров, а в их диверсификации. Третья причина – формирование нового имиджа компании. Это разного рода маркетинговые и PR мероприятия для совершенствования внешнего имиджа компании и внутренней корпоративной культуры. И, наконец, интерим-менеджеров можно привлекать как для построения бизнеса “с нуля”, так и для приостановления деятельности и ликвидации предприятия, когда в этом возникает необходимость.

Главная причина, почему на этот шаг зачастую не решаются, – боязнь деле­гировать “чужому” человеку власть, а также доверить внештатнику корпоративные секреты. Но опасения эксперты считают безосновательными. Ведь даже принимая специалиста на работу в штат, собственник дает ему и власть, и доступ к конфиденциальной информации, которые сотрудник может использовать не по назначению.

Также некоторых тормозит нежелание платить больший гонорар, так как услуги интерим-менеджера обходятся дороже, чем услуги штатного управленца. “Действительно, услуги интерима стоят выше, чем в среднем на рынке специалист такого профиля, но в то же время такая проектная форма сотрудничества дает возможность сэкономить, так как нет необходимости постоянного трудоустройства (обычно их нанимают через аутстаффинговые фирмы)”, – пояснила Наталья Дмитренко, маркетинг-консультант.

В среднем временные менеджеры привлекаются на 9-12 месяцев, в случае сложных структурных преобразований срок их работы может растягиваться до трех лет. Оплата в полтора-два раза превышает уровень зарплаты штатного специалиста. В отдельных случаях работа интеримов оплачивается почасово.

 

Голландский подарок Европе

Впервые об интерим-менеджменте как о явлении заговорили в 1970-е годы в Голландии. Дело в том, что при увольнении сотрудников, согласно действовавшему законодательству, работодатель нес большие убытки, так как сама процедура была длительной и дорогостоящей. Именно поэтому нидерландские бизнесмены и решили нанимать специалистов на работу временно.

Спустя 30 лет об этой практике найма вспомнили в США и Европе, когда лопнул доткомовский пузырь. С одной стороны, прокатилась волна массовых увольнений штатных сотрудников, с другой – на рынке оказалась масса высококвалифицированных управленцев, которые и пополнили ряды “временных менеджеров”.

По данным Interim Management Association (IMA), за первое десятилетие XXI века в Великобритании количество интерим-менеджеров выросло в 15 раз и составляет порядка 30 тыс. специалистов. Также согласно статистике IMA, временных управляющих в 29% случаев привлекают для руководства бизнес-проектами, в 26% – для быстрой реструктуризации бизнеса или закрытия внезапно возникшей бреши в компании, в остальных же случаях – для составления стратегического плана развития, внедрения IT-системы управления бизнес-процессами.

По информации, распространенной Союзом предпринимателей Германии, в стране сдается во “временную аренду” порядка 50 тыс. управленцев. И по предварительным прогнозам, оборот рынка интерим-менеджмента в 2012 году составит €2 млрд.

И, наконец, 88 компаний из списка Fortune-100 прибегают в своей работе к услугам временных управленцев.

В постсоветских странах впервые на такой формат работы обратили внимание во время “черного понедельника” 1998 года, однако прижилась услуга лишь в середине нулевых. А по-новому на интерим-сервис взглянули благодаря кризису 2008 года, когда компании стали массово приглашать кризис-менеджеров с просьбой откорректировать процессы.

 

loading...
Узнайте подробности‎+375 29 642 0 246
Напишите намg.terpilowsky@gmail.com
Приезжайте в гостиул. Платонова 12, Минск